Итоговый индивидуальный проект. Печать E-mail
Новости школы - Учебные новости
Автор: Меркушова Татьяна Александровна   
18.09.2019 13:15

Индивидуальный итоговый проект как средство реализации ФГОС.Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО.

 

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

В связи с этим индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ, одной из форм организации учебной и внеурочной деятельности, направленной на повышение качества образования, демократизацию стиля общения педагогов и обучающихся.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС.

Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету, а защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную).

Внедрение индивидуального проекта способствует активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к научному познанию, развитию личной инициативы.

В ходе выполнения ИИП проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск, проверяется сформированность УУД у обучающихся

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. И включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Сегодня на педагогическом совете мы рассмотрим ряд требований, которые выдвигаются к работе над ИИП.

Требования организации работы над индивидуальным итоговым проектом

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося выпускных классов, прошедшего обучение по ФГОС.

Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

Руководителем проекта может являться учитель-предметник, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, классный руководитель.

Темы проектов могут предлагаться обучающимися при условии согласования с руководителем проекта.

Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя.

Темы проектов утверждаются приказом директора не позднее1 октября.

Круг обязанностей участников задействованных в работе над ИИП

Заместитель директора, курирующий организацию выполнения обучающимися индивидуального итогового проекта:

  • оказывает методическую и консультационную помощь педагогам, осуществляющим проектную деятельность;

  • контролирует деятельность классных руководителей и руководителей проектов;

  • организует и проводит защиту ИИП.

Руководитель проекта обязан:

  • подготовить список тем проектов для выбора учащимися, помочь в выборе конечного продукта;

  • совместно с обучающимся составить план работы над ИИП ;

  • обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального итогового проекта;

  • оказывать консультационную поддержку обучающемуся, вести учет посещения консультаций (рекомендуемое количество консультаций – 1 раз в две недели);

  • оказывать помощь при оформлении паспорта проекта, конечного продукта и при подготовке к защите индивидуального итогового проекта;

  • обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе;

  • при необходимости осуществлять взаимодействие с родителями;

  • подготовить рецензию на проект не позднее, чем за неделю до защиты .

Классный руководитель обязан:

  • помочь обучающемуся в выборе предмета, по которому будет выполняться проект;

  • составить список с указанием предмета, темы проекта и Ф.И.О. руководителя для утверждения на методическом совете школы;

  • подготовить лист ознакомления родителей о требованиях к проекту, сроках выполнения и защиты проекта;

  • при необходимости помогать осуществлять взаимодействие руководителя проекта и обучающегося;

  • вести контроль за ходом выполнения проекта путем опроса учащихся не менее 1 раза в четверть.

Обучающийся обязан:

  • соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта;

  • посещать консультации;

  • соблюдать требования к оформлению паспорта проекта и к его защите ;

  • представить письменный вариант защиты проекта руководителю для проверки и подготовки рецензии за 2 недели до его защиты.

  1. Требования к содержанию и направленности проекта

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Индивидуальный итоговый проект может быть по содержанию:

  • монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;

  • метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;

по доминирующей деятельности:

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты требуют творческого подхода, и предполагают соответствующее оформление результатов.

Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

  • информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной предметной / межпредметной или предпрофессиональной тематике (для обучающихся, планирующих обучатся в профессиональных образовательных организациях);

  • исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;

  • практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнёров образовательной организации;

  • творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

  • социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.

  • игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

  • Представление индивидуального итогового проекта в виде:

  • презентация PowerPoint;

  • - стендовый доклад;

  • - видеоролик или видеофильм;

  • - виртуальная экскурсия;

  • - Web-сайт;

  • - газета, журнал (статья);

  • - социальный плакат;

  • - научно-исследовательская работа;

  • - папка с информационными материалами;

  • - анализ данных социологического опроса;

  • - коллекция;

  • - сценарий мероприятия;

  • - буклет;

  • рисунки;

  • - другое.

  • Презентация (защита) индивидуального проекта может проходить в форме:

  • - мультимедийная презентация;

  • - защита научно-исследовательской работы;

  • - доклад;

  • - стендовая презентация;

  • - слайд-шоу;

  • - спектакль;

  • - реклама (антиреклама);

  • - демонстрация электронных пособий, газеты;

  • - виртуальная экскурсия.

Сроки подготовки и защиты индивидуального итогового проекта утверждаются приказом по школе. Предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом.

Защита индивидуального итогового проекта дается возможность обучающимся публично представить результаты работы над учебными проектом и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Основанием допуска к защите является заполненный оценочный лист научного руководителя.

оценивание индивидуальных проектов

Самооценка обучающегося проводится в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя:

АНКЕТА«Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

Карта для обучающегося «Оцени работу над проектом»

Самооценку работы над ИИП где они раскрывают плюсы и минусы проведенной работы;

приобретенные навыки и умения;

достигнутые результаты;

Руководитель проекта и экспертная комиссия оценивание индивидуальных проектов осуществляют по критериям которые разработаны в соответствии с задачами проектной деятельности, определенными ФГОС СОО.

Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию (апробацию) принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий;

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью (в частности оформить проект согласно требованиям, грамотно представить свою работу с соблюдением регламента выступления)

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Первые 2 критерия оценивает руководитель проекта, 3 и 4 критерий оценивает член комиссии. Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за проект определяется по количеству баллов, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии.

При оценке ИИП использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.

При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 20-33 первичных баллов, а достижение повышенных уровней соответствует получению 34-40 первичных баллов (отметка «хорошо») или 41-51 первичных баллов (отметка «отлично").

Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального итогового проекта фиксируется в графе «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле обучающегося. В документ государственного образца т об основном общем образовании – выставляется в строку на странице «Дополнительные сведения».

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

Заключение

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Но тот отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?-изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

? Как вы думаете, что им ответил Учитель?

(Спросить у некоторых учителей)

— Нет, — сказал Мудрец, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.