У нас одна цель! Печать E-mail
Автор: Колесникова Валентина Ивановна   
16.09.2019 11:12

Всегда считала и считаю, и говорю то, что у школы и родителей одна цель и желания: вырастить ребенка умным, здоровым, добрым. Исходя из этого, кажется, что эти участники образовательного процесса должны жить в мире и согласии. Однако степень критичного отношения к школе со стороны родителей довольно высока. Родителям, по сути, всегда есть к чему «прицепиться»: то учительница одевается не так, то ребенку незаслуженно ставят двойки, то  мероприятия проводятся не в то время и т. д. и т. п. А иногда и просто  приврать из рук вон выходящее: учительница поцарапала ребенка, проходя мимо ( как будто ее ежегодно психиатр не проверяет, в отличие от родителя), «видит только моего…», не так ведет урок, на обед дали зеленую от плесени колбасу… Конечно, большой вопрос, насколько объективны подобные претензии, но то, что школа и родители не всегда ладят — истинная правда.

В моем понимании, как человека, достойно воспитавшего своих детей и проработавшего много лет в образовании -  не  готова  родительская  сторона к конструктивному диалогу.

Обсуждая на еженедельной планерке план работы с коллегами на следующую неделю, услышала «железный аргумент» в пользу проведения родительского собрания на длительных майских выходных: «Девять дней отдыха! Будет стопроцентная явка! Самое время уделить внимание детям!» Постарались спланировать насыщенную и нужную программу и… было 30% от численности. Даже не было половины родителей тех детей, которые участвовали в концерте. А мы: «Откуда черствые, невнимательные дочки и сыновья?» Да из этих мелочей! Из них (мелочей) жизнь складывается!

Именно от родителей исходит — или не исходит — тот первоначальный посыл, желание учиться, интерес к жизни вообще, который многое решает. Одно дело мотивировать оценками, другое дело поощрять ростом уважения в семье. Никто лучше родных этого не выполнит. С одной стороны, мамина похвала, с другой стороны, папина строгость и взыскательность. Их сочетание дает прекрасный результат.

Но меняется время, меняются люди. Происходит  смещение ценностей, непонимание, как должна быть организована семья, как должно быть организовано взаимодействие с ребенком. Зачастую наблюдается отсутствие родительской ответственности. Иногда приходится обращаться к родителям с советами, как правильно кормить детей,  не  забывать  ребенка  у  компьютера и т. п. Но продолжаются перешептывания и истерики: «В школе плохо кормят! Мой такое не ест!» (это о супах и кашах), «Опять на физкультуру выгнали на улицу! Моя не пойдет!», «На субботник не пущу, будешь за другими бумажки подбирать!»… Как-то получилось, что воспитали мы не одно поколение безответственных родителей.

Сейчас много говорят о правах ребенка. Это важно. Но почему-то меньше говорят об обязанностях. О том, что он тоже кое-что должен сделать в этой жизни. Начиная с малого: здороваться при входе в школу (и родителей научить!), не грубить старшим, помогать слабым. Без родителей здесь не обойтись.

Хотя нужно отметить, что сейчас появилась тенденция к изменению отношения родителей к образованию (они осознали его ценность), да и к школе в целом. Поэтому поток детей, в частности, в нашу школу из года в год только увеличивается.

Мотивированных на учебу родителей все же больше, и мне кажется, что сегодня мы достигли определенного перелома и уходим от того времени, когда учителей вообще не слушали и не воспринимали. Школа может помочь исправить что-то в воспитании, но только с помощью родителей.

 

Длительная, кропотливая, технологическая работа привела нас к  определенному результату:

наши  родители, в большинстве своем, прислушиваются к рекомендациям педагога, активно участвуют в жизни школы — организовывают праздники, экскурсии, становятся инициаторами различных акций, проектов и т. д. С удовольствием назову их имена: Акулинин С.Ю. , Тиуновы М.В. и В.А, Алиян У.Ш., Замостина М.Г.,Сапрыкина Л.Б., Руденко М.В. и А.В. , Гусакова Т.В. и многие другие, у которых и дети ценят и уважают школу.

В нашей  школе есть  служба сопровождения: психологи, социальных педагоги. Она  помогает как учителю, так и родителю. Родитель должен понимать, что в школе у него всегда найдется тот, к кому можно обратиться и попытаться решить проблему, а наша задача — выяснить, в чем нас недопоняли и почему у родителя возник неразрешимый вопрос. Родительский совет оказывает очень большую поддержку в реализации наших планов и идей. И есть у нас структура (да позавидуйте нам все!!!), в которой одни папы! Совет отцов помогает нам в профилактической работе с мальчиками.

На встречах с родителями я выступаю не столько просителем, а скорее заинтересованным информатором: рассказываю о том, как мы живем, что делаем и что планируем. Любая инициатива должна пройти «проверку на целесообразность» сначала среди педагогов, затем среди детей и, наконец, среди родителей. Если задумка кажется интересной и нужной, обязательно появляются два-три человека, которые хотят помочь ее осуществить.
Не стану лукавить: даже в нашей огромной школе таких людей можно пересчитать по пальцам. Сейчас их, может быть, человек 40. Если на следующий год их станет чуть больше – первая школа станет еще краше!